14:12 26.08.2020
Материал подготовлен общественным фондом «Центр прикладных исследований «TALAP»
В августе 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил текущий год Годом волонтерства. В свою очередь, 16 января 2020 года правительство утвердило план мероприятий по проведению Года волонтера. Этот документ предусматривает проведение 40 мероприятий, первым из которых значится «Совершенствование законодательства по вопросам волонтерской деятельности на основе анализа практики волонтерской деятельности в Казахстане и международного опыта».
К примеру, в рамках указанных 40 мероприятий Центр прикладных исследований «TALAP» реализует социальный проект по подготовке доклада о развитии волонтерской деятельности в Казахстане, который реализуется в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК, частью которого является анализ нормативных правовых актов в сфере волонтерства.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу волонтерства, является Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности». Даже при беглом ознакомлении с действующей редакцией этого закона в глаза бросается целый ряд явных пробелов и противоречий. В частности, нормы закона фактически никак не регламентируют взаимоотношения между волонтером и волонтерской организацией, в нем приводятся довольно расплывчатые определения волонтерской организации и организатора волонтерской деятельности, а их функции не прописаны достаточно конкретно. Положения Закона о волонтерской деятельности никак не затрагивают вопросы социальной защиты волонтеров, в них очень мало положений, относящихся к организации волонтерской деятельности «на местах».
Согласно плану мероприятий, проведение работ по совершенствованию законодательства было запланировано на весь 2020 год. В середине августа Министерство информации и общественного развития (МИОР) опубликовало на своем сайте «Справку по проведению года волонтера», в которой указывалось, что: «Министерством ведется работа по совершенствованию законодательства о волонтёрской деятельности на 2021 год. Подготовлен проект концепции законопроекта и внесен на рассмотрение Межведомственной комиссии по законопроектной работе».
3 июля 2020 года на портале e-gov.kz была опубликована первая версия Концепции проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности и благотворительности», разработчиком которой значилось МИОР. Первая версия Концепции предполагала внесение целого ряда изменений в Закон о волонтерской деятельности, предусматривающих следующие моменты:
Таким образом, МИОР включил в первоначальный вариант Концепции довольно широкий перечень предполагаемых изменений, каждое из которых имеет достаточно высокий уровень актуальности. Однако многие из этих законотворческих инициатив по каким-то причинам были удалены из второй версии Концепции, опубликованной портале e-gov.kz 11 августа 2020 года. В последней редакции документа упоминаются лишь инициативы, связанные с признанием добровольческой деятельности трудовым стажем, определением минимального возраста для начала волонтерской деятельности, а также преимуществ волонтеров при поступлении в учебные заведения и на государственную службу, причем в последнем случае были исключены упоминания о иных преимуществах. С чем связаны такие метаморфозы, остается только гадать.
В то же время в Концепции появилось упоминание о том, что «ТОО «Тенгизшевройл», Фонд развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust, Кока-Кола, компания LG, представительство Pricewaterhouse Coopers в Казахстане, BI GROUP, Beeline, Samsung регулярно проводят корпоративные волонтерские акции, выездные мероприятия совместно с общественными организациями». В связи с этим разработчики Концепции предлагают внести в Закон понятие «корпоративного волонтерства» в целях «регламентации данного процесса».
Проблема состоит в том, что во многих казахстанских компаниях сложился довольно специфический подход к управлению человеческими ресурсами, в рамках которого нормой становятся регулярные переработки. Права сотрудников в части соблюдения режима труда и отдыха нередко нарушаются, а сами сотрудники в условиях кризиса и непростой ситуации на рынке труда, обусловленных пандемией, вряд ли будут их активно отстаивать. В этих условиях внедрение практики «корпоративного волонтерства» без законодательного обеспечения социальных гарантий ведет к риску, что волонтерство превратится из добровольной деятельности в «добровольно-принудительную».
В целом же законодательство о волонтерстве нуждается в довольно тщательной ревизии, и в этом процессе должны принимать активнейшее участие сами волонтеры и организации, координирующие их деятельность. Реализовать созидательный потенциал волонтерского движения будет возможно лишь при условии закрепления на законодательном уровне особого статуса волонтеров и волонтерских организаций. И кому как не волонтерам будет лучше знать, в какой законодательной поддержке нуждается волонтерское движение в Казахстане?
Мы никому не передадим ваш email
Комментарии ()